- Почему Hitachi?
- Продукция
Продукция Close
- Запчасти
- Сервис
Сервис Close
- О компании
О компании Close
- Дилерская сеть
- Отправить запрос
Время прочтения: 4 мин.
Эксперт: Виктор Ставинский
Заместитель директора департамента технического обслуживания Hitachi Construction Machinery Eurasia
Если сравнивать обслуживание карьерных машин и спецтехники другого назначения, каковы будут главные различия и особенности?
Карьерные машины работают практически круглосуточно в отличии, например, от строительных, которые обычно используются в дневную смену. У всех видов современной техники, не только горнодобывающей, интервал проведения ТО по регламенту составляет 250 моточасов – что соответствует интервалу замены масла в двигателе. Интенсивно эксплуатирующиеся машины, в том числе горнодобывающие, достигнут такой наработки менее чем за две недели.
В России горнодобывающая техника зачастую работает в четвертой и особой климатических зонах и всегда находится в режиме высокой нагрузки. Поэтому при использовании компромиссных смазочных материалов или установке неоригинальных деталей существует риск аварийной остановки оборудования. А потери от незапланированных простоев значительно больше экономии на расходниках. Поэтому современные эксплуататоры, будь то непосредственно недропользователь или подрядная организация, как правило, не экономят на качестве расходных материалов и регулярности обслуживания. Однако в тех отраслях, где к технике не предъявляются высокие требования по технической готовности, использование расходников от непроверенных поставщиков случается нередко.
Поскольку в горнодобывающей отрасли жизнь машины протекает более динамично, компании регулярно проводят комплекс мероприятий, направленных на предупреждение аварийных отказов – ППР (планово-предупредительный ремонт). Есть рекомендованные производителем интервалы замены каждого агрегата в машине. Основываясь на этих данных, персонал заказчика и дилера совместно следят за динамикой состояния, с учетом текущей наработки машины и раз в полтора-два года готовятся к проведению ППР, в ходе которого снимаются все основные компоненты: двигатель, гидронасосы, гидромоторы, гидроцилиндры, редукторы поворота и хода и т.д. Их заменяют на новые или восстановленные, либо ремонтируют. Такие ремонты привлекают значительные финансовые траты и достаточно сложны с точки зрения организации и логистики, поэтому собственник техники совместно с дилером приступают к подготовке за несколько месяцев, а иногда и за год, чтобы успеть подготовить все необходимые узлы и агрегаты. В таком случае плановый ремонт займет две-три недели, если же заранее ничего не было подготовлено – может непредсказуемо затянуться.
Насколько современная эксплуатация горных машин в России соответствует их технико-эксплуатационным характеристикам и рекомендациям производителя?
В этом вопросе следует исходить от обратного: любой продукт должен соответствовать запросам потребителя. Так и с карьерными самосвалами и экскаваторами: это характеристики машины должны удовлетворять условиям эксплуатации, а не наоборот. С другой стороны, создать идеальную машину невозможно, и поэтому ограничения по применению возникают естественным образом. Об этом говорится в инструкции по эксплуатации, чтобы оператор мог соблюдать безопасную и безаварийную работу.
Здесь можно рассказать о нескольких случаях, которые мы рекомендовали бы избегать:
Описанные выше примеры — это единичные случаи, которые в наших широтах не встречаются очень часто. Из наблюдений за работой и общения с клиентами мы понимаем, что рекомендации производителя, доносимые через инструкции, в основном соблюдаются. Что мы хотели бы увидеть среди отечественных клиентов как можно скорее, но пока что почти не наблюдаем? Это ежесменный осмотр техники оператором согласно заводским картам. Вместе с каждым карьерным самосвалом и экскаватором Hitachi в комплекте документации поставляется карта и бланк ежесменного осмотра. В ходе осмотра оператор заполняет формуляр с информацией о техническом состоянии машины и передает его в службу эксплуатации. Такие меры позволяют быстро выявить возникновение течи или трещины и устранить неполадку. Еще один «побочный» положительный эффект: при постоянном осмотре оператор лучше изучает свою машину и способен выявить малейшие изменения в ее состоянии.
Есть еще одна достаточно полезная практика, которую клиенты в России соблюдают далеко не повсеместно — регулярный анализ масел. В основном на сегодняшний день анализ масла делается по факту отказа, чтобы определить причины выхода из строя. В то время как при постоянном мониторинге проб можно эффективно наблюдать за состоянием агрегата и прогнозировать его замену. Также, контролируя состояния масла в агрегате, можно производить замену масла не по усредненному интервалу, а в зависимости от состояния. Поэтому регулярный анализ масла помимо точного понимания текущего состояния еще дает положительный экономический отклик.
Как можно оценить соблюдение графиков эксплуатации и ремонта техники добывающими компаниями?
К сожалению, когда приходят сложные времена, (к примеру, как сейчас, когда цена на уголь далеко не самая высокая), предприятиям приходится экономить, в том числе на обслуживании техники. Но в добывающих компаниях понимают, что эффективно работающая машина оперативно окупает все затраты на ТО и продолжает приносить прибыль, поэтому стараются проводить обслуживание вовремя.
У нас есть пример, прекрасно иллюстрирующий разницу между превентивным типом обслуживания и обслуживанием по факту отказа. Мы наблюдаем за работой двух экскаваторов Hitachi EX3600, которые с разницей в один месяц были запущены в эксплуатацию на разных предприятиях в 2013 году. На одном обслуживание машины проводилось только превентивным образом, а на другом — по факту аварийной остановки. В первом случае экскаватор за семь лет интенсивной эксплуатации наработал на пять тысяч моточасов больше — это восемь месяцев работы. При умножении этого периода на средний суточный план по добыче получается весьма внушительная величина.
Поэтому совместно с нашими дилерами мы проводим различные программы по поддержке горнодобывающих клиентов. Это и восстановление агрегатов на базе ремонтных цехов в Новокузнецке и Караганде, и целевые программы поддержки клиентов по проведению капитальных ремонтов. То есть делаем все возможное для того, чтобы заказчики не переходили на «аварийщину». И главный союзник для клиентов здесь это официальный дилер – он обладает всеми профессиональными знаниями и навыками, чтобы помочь клиенту добиваться высокой производительности, минимизировать простои и в конечном итоге достигнуть целей бизнеса. Как показывает практика, доверяя рекомендациям дилера, наши клиенты всегда остаются в плюсе и значительно улучшают производственные показатели.
Материал был подготовлен для журнала Прогресс технологий.